Афган: фантомные боли

Афган: фантомные боли
Евгений Иванов
06\02\19-05\03\19

Тридцать лет прошло после вывода советских войск из Афганистана. Сменилась эпоха, в России выросли поколения, для которых та война стала лишь страницей истории. И уже многим не понять, что делали наши войска в далекой стране, за что погибло 15 051 человек, 417 пропало без вести, 54 000 было ранено. А ведь они честно выполняли свой воинский долг и свято верили, что все это во благо Родины. 15 февраля 1989 года считается датой окончания той войны.

Выставочный фотопроект Евгения Иванова построен на объединенном восприятии трех основных аспектов: связь реальной и виртуальной войн; открытие Нового человека; вопрос выбора. Название проекта основано на интерпретации словосочетания «Фантомная боль», обозначающего боль, которая возникает после потери (ампутации) конечности и ощущается как боль в отсутствующих конечностях. «Афганская война» в восприятии советского и постсоветского общества представляет собой период присутствия Советских войск в Демократической Республике Афганистан и участия в боевых действиях против формирований вооружённой оппозиции с 1979 по 1989 годы. Однако внутриполитический кризис в Афганистане фактически начался в 1973 году, с 1978 перешел в острую фазу и продолжается до сих пор (2019). Фантомность читается и в восприятии территории, на которой происходили военные действия – это центр Евразии, стык «Южной» и «Центральной» — Азий, что ставит Афганистан в разряд ключевых регионов в обеспечении стабильности военно-политической обстановки во всём центрально-азиатском регионе, где на протяжении столетий пересекаются национальные интересы всех ведущих держав мира.

Создавая материал во время индивидуальных фотосессий, Евгений Иванов синтезировал увиденный опыт и снимал фотографические серии. Одним из основных методов визуальной работы в этом проекте становится сопоставление, другим – работа со светом и третьим  - выстроенный ракурс. Герои фотографий Иванова – одновременно представители  названного исторического периода и современники сегодняшних событий, они живут во времени, изменяясь вместе со всем, что их окружает. Через фигуры ветеранов Афганской войны, Иванов показывает и следующие поколения детей и внуков, каждое из которых  проживает свою особую жизнь, отличную от жизни своих предшественников и потомков, но данную ими.

Экспозиция, представленная в холле и коридоре библиотеки,  состоит из трех блоков: фотопортреты афганцев в среде интерьера\экстерьера; панорамы, которые показывают развитие жизненного сюжета героев в настоящем времени и фотографии документов из домашнего архива, подчеркивающие важную роль артефакта для сохранения и трансляции памяти.

1. Реальная и виртуальная война. Структура «прошлое – настоящее – будущее» всегда актуальна как для индивидуального человеческого существования, так и для его восприятия социальной действительности. Иванов взывает помнить не только о том, где мы родились, кто наши родители и как они провели детство или юность, но и события, происходившие в обществе в эти годы: войны и мирные дни, бунты и праздники, моду и предпочтения прошлых лет. Воспоминания — очень неоднозначный исторический источник. С одной стороны, они нередко дают единственную возможность узнать  как происходило то или иное событие. С другой — неизбежно встает вопрос об объективности, ведь в абсолютном большинстве случаев, мы можем посмотреть на эти события с одной-единственной точки зрения, с точки зрения автора мемуаров. Реальную войну можно увидеть своими глазами. Виртуальной война становится с помощью политических механизмов, расстановок приоритетов, открытости или замалчивания фактов. Приблизиться к реалиям войны можно, поговорив с людьми, побывавшими там. Проект Иванова является субъективным исследованием, результатом которого становятся не только фотографические серии, но и изменения в восприятии темы Войны. Война не может и не должна диктовать обществу свою логику, подчинять своим ритмам все стороны общественной жизни. Иванов развивает мысль о том, что к сущности войны принадлежат не только военные действия, но и их ожидание.

2. Открытие Нового человека. На психику участников боевых действий оказывают влияние множество факторов: постоянная угроза жизни, здоровью, изменение боевой обстановки, длительные нагрузки, нередко превышающие пределы человеческих возможностей, потеря боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу… Естественно, все пережитые испытания отражаются на характере и облике человека. Евгений Иванов лично не знал участников съемок, поэтому при воплощении процесса «узнавания» героя в фотоматериал происходило открытие Нового человека, сопоставление эфемерного образа героя с конкретной личностью.

Для каждого из нас  побывавшие на войне люди априори являются героями. Но, одновременно с этим, они люди с профессией, семьей, увлечениями. У каждого из них есть любимая книга, мелодия. История, сохраненная памятью людей, - устный рассказ. События, создающие главную сюжетную линию этого рассказа («нарративного повествования»), это именно то, что люди сочли нужным передать другим. Само историческое событие – результат желания доводить информацию  до сведения современников и потомков и обсуждать это.  Именно человек, заново увиденный современником, становится центром исторической вселенной. Все детали, образующие его быт, родственники и друзья складываются в общую визуальную канву, где человек является ядром.

3. Вопрос выбора. У каждого человека есть выбор, многие из участников военных действий сознательно пришли на войну. Как в фильме Михаила Пташука «Время выбрало нас», повествующем о событиях Великой Отечественной войны, в этом проекте происходит рассуждение: «Выбираю я? Или выбирают меня?» Иванов исследует причины принятия решения в условиях наличия\отсутствия множественности альтернатив.  Какой был избран путь возложения на себя ответственности за реализацию одной из имеющихся возможностей?  Выбор особенно значим для человека, когда речь идет о жизни и смерти. Война неразрывно связана с болью, смертью, тяготой перемен. С другой стороны, сама ситуация выбора уже не предполагает никаких идеальных решений. Когда у вас есть идеальное решение — проблема выбора не имеет смысла.

Сторонний человек (наблюдатель), располагая неполными, отрывочными, не всегда достоверными, противоречащими друг другу сведениями, на основе этих фрагментов должен осуществить конструирование целостной социальной реальности и выработать стратегию ориентирования в ней. Иными словами, субъект действует в условиях преодоления трансгрессии: первичный трансгрессивный хаос раздробленности и неопределенности он должен привести к устойчивому единству.

__________________________________________________________________________________

Над темой исторической памяти фотограф работает уже более 15 лет, об этом его проекты: «Память как инструмент перемен», «Гвардия памяти», «Опасность забвения» и другие. Эти проектами фотохудожник призывает зрителей вглядеться в реалии нашей жизни (прошедшей и современной) и попробовать понять, кто мы и куда мы идём. Зрителю предлагается соотнести себя с прошлым, поработать с зафиксированной памятью.

Реализации проекта Новосибирского библиотечного общества «Афган: фантомные боли» содействовала Новосибирская областная организация   «Российский Союз ветеранов Афганистана» и лично Шуплецов Владимир Алексеевич, профессиональный разведчик, полковник в отставке, председатель исполкома организации. 

Фотография всегда восстанавливает воспоминания. Каждый зритель, созерцая документ времени, согласовывает свои события и впечатления жизни с фотографиями и знаниями по истории. Иванов подчеркивает важность локального контекста – естественной среды проживания для каждого героя. Он словно подсматривает быт, замечает детали, и знаки складываются в стройный текст, чтобы мы смогли встроиться в эту жизнь, почувствовать ее дыхание и ощутить историю в живых людях.